Стартап Lobster поможет пользователям соцсетей заработать на фото и видео

Российско-британский стартап Lobster развивает сервис, благодаря которому пользователи соцсетей смогут продавать свои фотографии и видео, а медийные агентства получат легальный доступ к пользовательскому контенту по низким ценам (от $2,25). Проект уже собрал около $225 тыс. инвестиций, но пока не набрал большую базу активных пользователей и покупателей контента. Потенциальные клиенты считают, что успех проекта сильно зависит от удобства поиска и использования, и сомневаются, что хорошие фотографии можно купить за $2,25.

Как пользователь пользователю
Идея создания компании Lobster пришла Ольге Егоршевой во время работы в DHL Global (менеджер по стратегическому развитию в России). «Я постоянно сталкивалась с тем, что хороших, легальных и недорогих картинок нет», — рассказывает она в интервью РБК. В фотобанках картинки были, по ее словам, однотипными и часто очень дорогими — до нескольких сотен долларов за фотографию. С той же проблемой сталкивались и два других основателя Lobster — бывшие сотрудники Abbyy Мария Ионцева (отвечала за юзабилити продуктов) и Андрей Дмитриев (глава группы тестировщиков Lingvo). «Вместе мы задались вопросом: почему нельзя позволить другим людям легально использовать миллиарды фотографий, которые пользователи постят в соцсетях?» — говорит Егоршева.

Получив положительные отзывы на свою идею от знакомых из медиаиндустрии, в 2013 году основатели начали работать над базовой версией сервиса для легальной продажи фотографий из соцсетей. Сейчас пользователи Lobster регистрируются на сайте через один из аккаунтов в соцсетях — Instagram, Facebook, Flickr или YouTube (после регистрации можно подключить все аккаунты). Зарегистрированный пользователь ставит галочку в графе «продавать весь контент» (и тогда все его фотографии загружаются в общую базу Lobster) или может вручную отметить фотографии, которые хотел бы продать. Фотография сразу становится доступной в максимальном разрешении, в котором ее загрузил автор. Кроме того, Lobster автоматически собирает по соцсетям фотографии, отмеченные хэштегом #ilobsterit и делает фото и видео доступными для продажи. Платформа сама формирует описание фотографий на основе метаданных из соцсетей (хэштегов, комментариев, геолокации, даты съемки, разрешения и пр.). На все фотографии и видео устанавливается цена около $2,25, но в будущем цены будут ранжироваться в зависимости от популярности фотографа и качества фотографии.

Потенциальный покупатель, заходя на сайт Lobster, видит самые популярные категории фотографий и видео, а также может использовать поиск по ключевым словам (на английском). При выборе картинки он видит ее цену и ссылку, по которой фото можно сразу же оплатить через PayPal.

Главное конкурентное преимущество Lobster, по словам его основателей, — в том, что платформа не требует установки новых мобильных приложений. «Нам не нужно привлекать сотни миллионов пользователей — их уже привлек Instagram, — объясняет Егоршева. — Мы не конкурируем с Instagram, поэтому можем партнериться, мы не храним фотографии у себя на сервере, поэтому можем миллионы фотографий иметь у себя в базе данных». Такая система, по ее словам, удобна для всех: автор фотографии или видео может заработать, не прилагая для этого никаких усилий, платформа легко масштабируется, а покупатель получает возможность легально приобретать фото и видео из нескольких соцсетей одновременно.


Фоторынок в цифрах

$2,88 млрд — общий объем рынка стоковых фотографий в 2012 году
400 млн пользователей — активная ежемесячная аудитория Instagram
3,5 тыс. активных пользователей было у Lobster в ноябре 2015 года
1,2 млн фото и видео сейчас доступны к покупке через Lobster
$225 тыс. — общая сумма привлеченных инвестиций Lobster
$2,25 — базовая цена фотографии из базы Lobster
Источники: Lobster, Instagram, Гейдельбергский университет

Почему Лондон
Стартап сразу решили ориентировать на международный рынок, потому что в России культура покупки легального контента — будь то музыка, видео или фото — пока не прижилась, говорит Егоршева. В качестве места для запуска выбрали Лондон, где на тот момент уже обосновалась одна из основателей — Ионцева. «В Англии очень хорошая визовая и налоговая поддержка предпринимательства: при определенном объеме инвестиций — либо £200 тыс. из любого источника, либо £50 тыс. от некоторых акселераторов — можно получить визу предпринимателя на три года. Потом она еще продлевается, можно получить вид на жительство и вести собственный бизнес», — объясняет Ольга Егоршева.

В январе 2014 года Lobster прошла отбор в акселератор Wayra UK и получил первый транш инвестиций ($51 тыс. — кэш, $24 тыс. — сервисы). Директор акселератора Гэри Стюарт познакомил основателей с фотохостингом Flickr, который стал одним из крупнейших партнеров стартапа. «Они начали работать вместе, чтобы пользователи Flickr могли продавать свои фотографии через Lobster, — рассказал Гэри Стюарт РБК. — Это создало бы новый способ монетизации, особенно для тех, кто делает массу фотографий и следит за их качеством». В феврале 2015 года Lobster собрала около $150 тыс. в первом же раунде инвестиций — 80% вложил калининградский венчурный фонд SmartHub, остальное — несколько российских бизнес-ангелов. «Это была очень ранняя стадия инвестиций, мы больше опирались на те устремления, которые продекларировала команда Lobster», — вспоминает управляющий партнер SmartHub Богдан Яровой. На эти деньги компания разработала улучшенный поиск фотографий, подключила функцию продажи видео с YouTube и сделала масштабирование, чтобы платформа могла выдерживать большой наплыв пользователей.

От съемки до дохода

Потенциальный объем рынка Lobster оценивает в $2 млрд, по всей видимости, предполагая, что продаваться будет около 1 млрд единиц фото и видео — приблизительно столько фото пользователи Instagram опубликуют в 2015 году. Покупателями фотографий и видео должны стать сами пользователи (на $800 млн), рекламные агентства ($700 млн), а также пресса и профессиональные блогеры ($500 млн). «Для СМИ выгода в первую очередь в том, что это user-generated контент, который поступает в реальном времени, например, с митинга, карнавала, это фотографии людей, которые можно моментально покупать и публиковать в качестве иллюстрации к тексту», — считает Егоршева.

Сейчас у Lobster 3,5 тыс. активных пользователей и 1,2 млн фотографий, готовых к продаже, но возможности сервиса больше, утверждает Егоршева: потенциально ему доступна база контента, которая насчитывает более 37 млрд фотографий и видео. По словам Егоршевой, пользователи уже совершили несколько сотен покупок от 1 до 10 фотографий за раз, но появляются и первые более крупные клиенты, которым нужно покупать фотографии регулярно в количестве от 200 штук. Покупку можно оплатить кредитной картой: в этом случае автору моментально начисляются средства на счет в PayPal (если счет не открыт, то приходит уведомление с просьбой завести аккаунт в платежной системе). Сейчас 75% от стоимости фотографии идет пользователю, 25% забирает себе Lobster. Небольшим стартапам, которые предоставляют Lobster собственные базы с фотографиями пользователей, Lobster планирует отдавать треть своей комиссии. Крупные соцсети пока ничего не получают — возможно, их подключат по той же схеме позднее. «Instagram это пока неинтересно, потому что мы слишком маленькие и брать с нас деньги — это больше бюрократии, чем реальных доходов», — объясняет Егоршева.

В ближайшее время Lobster собирается ввести функцию подписки — чтобы за ежемесячную плату предоставлять клиенту доступ ко всей базе фотографий с определенными условиями. Пока в числе клиентов компании — стартапы, небольшие агентства, мобильные приложения, которые используют большое количество пользовательского контента, а также медиапортал Mashable (покупок не делал). Кроме того, Lobster обсуждает возможность интегрироваться с крупными компаниями — такими как облачный сервис Wix или платформа для онлайн-презентаций Prezi, чтобы их пользователи могли покупать картинки. «Мы хотим построить супермаркет хендмейд-контента, который делают реальные люди и где вы можете искать все что угодно по любым крупным соцсетям, — говорит Егоршева. — Хочется, чтобы это было место, про которое вы думаете, когда вам нужно лицензировать контент — фото или видео — для своей работы».

Взгляд со стороны

Инвесторы



«Главная задача Lobster — научиться продавать»

Богдан Яровой, управляющий партнер венчурного фонда SmartHub (инвестировал в Lobster)





Проект заинтересовал нас своими амбициями. Он использует интересные технологии поиска фото- и видеоконтента и выводит на рынок любительские фотографии, которые до этого не являлись рыночным продуктом. Если команда успешно реализует все задуманное, этот проект сможет сформировать совершенно другой фото- и видеорынок как по качеству, так и по объему. Кроме того, сегодня в мире очень много нелегального использования контента, нарушения авторских прав, а команде Lobster удалось найти элегантное технологическое решение для быстрой легализации, после чего обе стороны остаются довольными друг другом и достигают своих целей. Главная задача Lobster сегодня заключается не в функционале, а в том, чтобы подстегнуть стремление рынка пользоваться их продуктом, то есть научиться продавать, найти целевую аудиторию и правильно с ней работать.





«Мы не сомневаемся, что люди захотят продавать свои фотографии»

Гэри Стюарт, управляющий акселератора цифровых стартапов Wayra UK (инвестировал в проект)





Lobster использует абсолютно новый подход, который может совершить революцию в индустрии фото. Есть масса сайтов, которые позволяют людям покупать разные фотографии, но сама идея, что ты можешь в разы увеличить предложение, воспользовавшись контентом из Instagram или Facebook, уникальна. Это довольно редкий случай — натолкнуться на стартап, который делает что-то уникальное, чего еще не делают другие компании. Они уже проделали колоссальную работу на небольшие инвестиции, у них появились продажи, и мы не сомневаемся, что люди захотят продавать через них свои фотографии. Кроме того, вокруг Lobster сейчас много влиятельных людей, которым реально нравится то, что они делают. Сейчас им необходимо собрать еще инвестиций, выйти на следующий уровень и реально работать над привлечением новых пользователей, чтобы обеспечить стабильно работающую бизнес-модель.

Потенциальные клиенты



«Очень многое будет зависеть от удобства и легкости использования»

Евгения Пахтусова, бильд-редактор журнала «Огонек», ИД «Коммерсантъ»:




В таких ресурсах для нас самое главное — скорость и подробное описание: ты можешь найти фото или иллюстрацию, только если на ней указано время, место, имена и фамилии людей и пр. Для этого требуется большая работа — либо этим должны заниматься люди в компании, либо авторы, которые загружают фотографии. Еще нам важно, какого качества фото они будут предоставлять. Есть у них сразу фото в высоком разрешении? Смогут ли они сортировать фото, если авторы сами будут их заливать? Как это оплатить? Сможем ли мы заключить с ними договор как юрлицо? Очень многое будет зависеть от удобства и легкости использования. Если все будет так же, как с фотоагентствами, то есть в целом быстро и легко найти фотографию по описанию, тогда мы вполне могли бы это использовать. Если нет, никто не будет тратить время.




«Потребность в легальной покупке пользовательского контента есть»

Данил Петров, генеральный директор агентства DADACreative:






Идея создания подобного стартапа интересна, однако российские пользователи, скорее всего, станут готовы к ней не ранее, чем через три-пять лет. Сейчас рядовые пользователи используют для подбора фотографий открытые источники и поисковые машины. Маленькие агентства используют материалы по подписке из фотобанков, например Shutterstock, когда за определенную ежемесячную плату пользователь получает доступ к сотням тысяч объектов и может использовать фотографии с заданными параметрами. Крупные игроки, которые тратят большие бюджеты на медиаразмещение, обычно делают собственные фотосъемки или тоже собирают материалы из фотобанков. Тем не менее, потребность в легальной покупке пользовательского контента есть. Вместе с развитием медийного кластера люди, особенно в городах-миллионниках, все чаще готовы платить за качественный контент вместо того, чтобы искать его по всей сети бесплатно. Поэтому легальное использование фотоматериалов обычных пользователей может стать интересной нишей, которая будет полезна обеим сторонам — и той, которая создает контент, и той, которая использует. Другое дело, что продажа контента пользователей — это запуск новой категории, и уйдет некоторое время на то, чтобы объяснить людям, как это работает и зачем это нужно.




«Популярность сервиса может возрасти, если сами пользователи будут рекламировать свои фото»

Вадим Федотов, генеральный директор ЗАО «Рутьюб» (входит в холдинг «Газпром-Медиа»)




Сегодня количество фотографий в мире растет со скоростью 16% в год — на данный момент человечество ежегодно создает более 400 млрд фотографий. Подавляющее большинство оказывается выложенным в сеть, при этом качество фотографий растет с той же стремительной скоростью, что и количество. Для компаний, работающих в цифровой сфере, критически важно, чтобы их визуальные материалы соответствовали ожиданиям пользователей и тому уровню качества, который они видят в социальных сетях, поэтому такая услуга будет востребована. У сервиса Lobster может появиться конкурентное преимущество в позиционировании их бренда по сравнению с классическими базами фотографий, такими как Shutterstock и Getty Images. При этом у сервиса может сработать эффект вирусности — то есть его популярность может возрасти в разы за счет того, что сами пользователи соцсетей будут распространять и рекламировать продаваемые ими фото. 


источник: rbc.ru