25 способов улучшить пейзажный кадр

Эти советы помогут каждому, кто увлекается фотосъемкой, независимо от уровня владения техникой и используемой камеры. Для их реализации достаточно простейших навыков, таких как умение настраивать базовые параметры аппарата, и немного фантазии. Камера или смартфон для реализации предложенных приемов должны предоставлять возможности корректировки выдержки, диафрагмы и баланса белого. Дополнительные функции, такие как сшивка панорам и наложение фильтров, позволят расширить поле для экспериментов.




Главное правило создания интересного кадра - не фотографировать навскидку, а делать паузу и, хотя бы на мгновение, включать мозг. Местность от вас никуда не убежит, а вот размышление, пусть даже небольшое, повлияет на изображение.
Как известно, фото не бывают в точности похожи на оригинал, даже если вы того не хотите, они привносят новые свойства. Чаще всего узнать, что получится, можно только сделав кадр. Вместе с тем, попрактиковавшись, вы научитесь примерно предсказывать воздействие той или иной обстановки или настройки, чего будет достаточно, чтобы превратить съемку в увлекательное занятие.
Итак, прежде чем поднести аппарат к лицу и нажать спуск, задумайтесь, какую изюминку вы хотели бы добавить в изображение, чтобы оно смотрелось свежо и оригинально, отражало ваш взгляд на мир, и представьте, как этого можно было бы добиться.
Чтобы задать правильное направление хода мыслей, ознакомьтесь с популярными приемами улучшения пейзажных кадров, показанных ниже. Не просто изучите фото и прочитайте подписи, а попробуйте повторить то, что понравилось. Если вы сможете от теории перейти к практике, результат не заставит себя ждать: после нескольких упражнений, вы начнете понимать, где и как лучше экспериментировать, что положительно скажется на кадрах. Немного усилий, и скоро вы будете уверенно претворять в жизнь собственные креативные идеи.


↑ Скрутите голову настройкам камеры.
Не всегда по-науке выбранные режимы аппарата – это хорошо. В некоторых ситуациях сделать все шиворот-наворот может быть более полезным. Вот пример: чтобы получить фиолетово-оранжевый градиент неба на панораме утреннего Каира, оказалось достаточным выбрать настройку баланса белого “люминесцентные лампы”.
Параметры съемки: 1/2, f/10, ISO 100, WВ = “люминисцент”, –2 eV, Fэкв. = 50 мм.


↑ Посвятите сюжет облакам.
Фактурные облака значительно повышают выразительность пейзажа. Поскольку они появляются не часто, фотографы порой отдельно снимают небо, чтобы вставить в кадр. Ну а если уж за окном красивый горизонт с облаками, берите аппарат и снимайте – удачных кадров не избежать. Фотографируя, вспомните, что для пейзажа, обстановка на небе не менее значима, чем на земле и поищите самую удачную композицию.
Параметры съемки: 1/125, f/8, ISO 100, Fuji Velvia, Fэкв. = 35 мм.


↑ Используйте объектив “рыбий глаз”.
Перед вами скучная архитектурная локация, содержащая множество прямых линий? Попробуйте их согнуть на свое усмотрение с помощью fish eye объектива или цифрового фильтра с аналогичным названием, имеющегося во многих камерах и программах-редакторах.
Параметры съемки: 1/400, f/6,3, ISO 160, WВ = “авто”, –2/3 eV, Fэкв. = 16 мм.


↑ Научитесь наблюдать.
Как бы ни поражала открывшаяся перед вами панорама, давить спусковую кнопку, как гашетку, не стоит. Представьте себе, что вы не фотограф, а художник пишущий картину и продумайте, куда хотели бы нанести следующий мазок. Понаблюдайте за тем, как меняется освещение, в каком направлении смещаются подвижные объекты, прогуляйтесь в поисках удачного ракурса. И только когда все составляющие кадра устроят, нажимайте спуск.
Параметры съемки: 1/125, f/8, ISO 400, WВ = “авто”, –1/3 eV, Fэкв. = 50 мм.


↑ Размойте воду длинной выдержкой.
Когда снимаете фонтаны, водопады или другие сцены, где присутствует движущаяся вода, установите камеру на штатив или твердую опору и задайте выдержку длиннее 1/10 секунды – таким способом удастся сохранить течение времени.
Параметры съемки: 1/6, f/20, ISO 250, WВ = “авто”, –2/3 eV, Fэкв. = 66 мм.


↑ Задействуйте солнечные лучи.
Снимая в солнечную погоду в парке или лесу, где небо закрыто листвой, найдите участок, на котором видны солнечные лучи и покажите его целиком. Снимайте с эксповилкой в одну ступень, выберите наиболее проработанный вариант. Результат не разочарует!
Параметры съемки: 1/125, f/5,6, ISO 500, Fэкв. = 130 мм.


↑ Включите объект переднего плана.
Один из популярных способов создать глубину пространства, снимая удаленную достопримечательность – это добавить в кадр объект на переднем плане. Здесь многое будет ограничено лишь фантазией. Главное, не спешить фотографировать, а прогуляйтесь по окрестностям, рассматривая их в видоискатель, в поисках лучшего ракурса.
Параметры съемки: 1/80, f/11, ISO 100, WВ = “авто”, Fэкв. = 30 мм.


↑ Взгляните на мир в новом свете.
Как известно, невооруженным глазом и через объектив, обстановка воспринимается по-разному. Достаточно затемнить сюжет, содержащий яркие и темные области, установив недодержку, и вы сможете увидеть пейзаж в новом измерении.
Параметры съемки: 1/1600, f/4,1, ISO 125, WВ = “авто”, замер по небу, –1/3 eV, Fэкв. = 24 мм.


↑ Используйте панорамный формат.
Часто границы кадра удается расширить, даже если у вас в руках камера с телеобъективом. Для этих целей, например, существует панорамный режим. Если в вашем аппарате он отсутствует, всегда можно сделать несколько снимков внахлест и сшить на ПК. Главное помнить, что границы видоискателя не должны становиться пределом воображения.
Параметры съемки: 1/125, f/13, ISO 100, WВ = “авто”, Fэкв. = 24 мм, сшивка из 5 кадров.


↑ Добавьте в кадр большую Луну.
Популярный среди фотографов-пейзажистов пленочной эпохи прием в цифровую реализуется проще. Достаточно сделать два кадра: первый - пейзажа широкоугольным, второй — естественного спутника Земли телеобъективом. Остается совместить их в камере в режиме мультиэкспозиции или на ПК цифровым способом.
Параметры съемки: Луна - 1/500, f/5, ISO 100, WВ = “авто”, Fэкв. = 375 мм. Пейзаж - 1/30, f/2,8, ISO 100, WВ = “авто”, Fэкв. = 75 мм.


↑ Подчеркните фактуру.
Кроме умеренного контраста и теплых оттенков, вечернее солнечное освещение имеет еще одно свойство – за счет косого падения лучей оно проявляет фактуры на поверхности земли. Используйте подобную опцию и придайте кадру рельефность, снимая за час-два до заката.
Параметры съемки: 1/200 сек при f/5 ISO 100, WВ = “авто”, Fэкв. = 50 мм, время 18:30.


↑ Сконцентрируйтесь на силуэтах.
Часто множество деталей, которые в состоянии запечатлеть фотокамера, лишают кадр лаконичности. Попробуйте ограничить информацию, создав силуэтную композицию путем съемки против солнца с недодержкой.
Параметры съемки: 1/250 сек, f/10, ISO 100, WВ = “авто”, –3 eV, Fэкв. = 23 мм.


↑ Вспомните про голубой час.
Короткие периоды времени до рассвета и после заката, называемые “синим”, “голубым” или “режимным временем” – настоящий подарок фотографам. Сфотографировав закат, не спешите покидать место съемки – через полчаса начнется новое действо. В определенный момент сумерек оттенки неба ненадолго приобретут насыщенные оттенки, а освещенные городские панорамы станут многоцветными и фактурными. Легкая облачность – только на руку.
Параметры съемки: 1 сек, f/5, ISO 100, WВ = “авто”, –2/3 eV, Fэкв. = 18 мм, 30 мин. после заката.


↑ Подчеркните линейную перспективу.
Заметное схождение перспективных линий в кадре часто делает его более интересным и направляет взгляд зрителя в нужную сторону. Чтобы усилить эффект, используйте широкоугольную оптику и отверстие диафрагмы поменьше.
Параметры съемки: 1/500, f/7,1, ISO 160, WВ = “авто”, Fэкв. = 28 мм.


↑ Создайте естественную рамку.
Популярный прием, используемый пейзажистами для привлечения внимания к удаленным деталям пейзажа. Нестандартная форма, образуемая границами объектов на переднем плане, сделает кадр более привлекательным при рассмотрении издали. Создавая подобный сюжет, не забудьте про глубину резкости, задав диафрагменное число f/8, f/11, или больше.
Параметры съемки: 1/500, f/5, ISO 100, WВ = “авто”, –1/3 eV, Fэкв. = 24 мм.


↑ Оживите кадр действием.
Часто случается, что потенциально красивый пейзаж выглядит в кадре монотонно. Это легко исправить, если представить его, как историю. В подобных ситуациях хорошими помощниками окажутся знакомые, готовые позировать.
Параметры съемки: 1/500, f/5, ISO 80, WВ = “авто”, Fэкв. = 28 мм.


↑ Задействуйте туман.
Наводящая на грустный лад и иной раз отбивающая желание выходить на воздух, туманная погода является потрясающей с точки зрения пейзажной фотографии. Кроме эффекта воздушной перспективы, помогающего передать объем на плоском изображении, она придает снимкам особую атмосферность и эмоциональность.
Параметры съемки: 1/40, f/2, ISO 400, WВ = “авто”, Fэкв. = 24 мм.


↑ Снимайте в пасмурную погоду.
Когда солнце за облаками, цвета выглядят на снимках наиболее насыщенными. Этим часто пользуются фотографы-пейзажисты, которые отправляются на поиски наиболее оригинальных цветовых решений, захватив зонт и плащ.
Параметры съемки: 1/500, f/5, ISO 100, WВ = “авто”, –1/3 eV, Fэкв. = 24 мм.


↑ Вообразите себя художником-графиком.
Небо затянуто пеленой? Не беда! Реализуйте проект “графичный мир”. Для этого установите автоматический режим съемки и в настройках задайте контрастный вариант цветопередачи. Затем совершите небольшую прогулку по окрестностям, отбирая подходящие сюжеты через видоискатель.
Параметры съемки: 1/60, f/14, ISO 100, WВ = “авто”, Fэкв. = 44 мм.


↑ Выберите лучший фрагмент.
Простейший инструмент фотографа, кадрирование, является, одновременно, одним из самых эффективных. Эта мистическая сцена кажется, результатом компьютерной обработки, на самом деле, вдумчиво выделенный телеобъективом элемент обширной панорамы Демерджи перед закатом.
Параметры съемки: 1/250, f/5, ISO 400, WВ = “авто”, –1/3 eV, Fэкв. = 250 мм.


↑ Создайте эффект миниатюры.
Снимая с верхней точки пейзаж, содержащий мелкие разноцветные объекты, попробуйте эффект миниатюры, или, как его еще называют, “диораму”. В пленочную эпоху это можно было сделать только с помощью Tilt/Shift объектива, а сейчас реализуется также цифровым фильтром, имеющимся во многих камерах. У вас нет фильтра – не беда, размойте верхнюю и нижнюю половины кадра в редакторе изображений, оставив резкую горизонтальную полосу по центру.
Параметры съемки: 1/640, f/8, ISO 160, WВ = “авто”, –1/3 eV, Fэкв. = 186 мм, цифровой фильтр “миниатюра”.


↑ Сконцентрируйтесь на цвете.
Особенность восприятия цвета заключается в том, что сочетания оттенков оказывают эффект, независимо от объектов, которые они окрашивают. Используйте это свойство и абстрагируйтесь от форм и объемов, придавая значение лишь цветовым пятнам. Поэкспериментируйте с зумом, кадрированием и регулировками цветности камеры. Главное, не переборщить с количеством цветов: ограничьте палитру одним, двумя или тремя основными.
Параметры съемки: 13 сек, f/9, ISO 160, WВ = “авто”, Fэкв. = 28 мм.


↑ Заставьте зрителя сравнивать.
Принцип контраста – мощнейший инструмент иллюстратора. Создавая противопоставления, наподобие большой – маленький, теплый – холодный, темный – светлый, мужчина – женщина, взрослый – ребенок, и т. д., вы можете привлекать внимание, к тому, что заинтересовало. Вариантов противопоставлений множество, главное, почаще включать фантазию.
Параметры съемки: 1/100, f/8, ISO 100, WВ = “авто”, Fэкв. = 70 мм.


↑ Сделайте солнце героем кадра.
Снимая в утренние часы, есть возможность включить в кадр солнечный диск, сохраняя детали в светах и тенях. Если светило все же слишком яркое, найдите положение, из которого оно частично перекрывается листвой, или деревом. Уменьшив отверстие диафрагмы, вы, даже с перекрытием, получите в кадре многолучевую звездочку.
Параметры съемки: 1/125, f/8, ISO 100, WВ = “авто”, Fэкв. = 70 мм.


↑ Создайте центр внимания.
Как бы ни был красив ландшафт, чтобы зрителю было комфортно его рассматривать нужно задать направление движение взгляда. Отправной точкой, обычно становится область, находящаяся не в центре, а примерно на третях расстояний от края, в так называемой “области золотого сечения”. Поместите туда объект, на который хотите обратить внимание, и вы получите наиболее гармоничную композицию.
Параметры съемки: 1/250, f/5,6, ISO 100, WВ = “авто”, Fэкв. = 50 мм.

Об авторе: Андрей Турцевич — известный украинский фотограф, в 2003—2009 гг. — главный редактор журнала DFOTO, основатель сайта atStudio.